История

Т. А. Молданова

Из истории возрождения хантыйского медвежьего праздника в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре [1]

Медвежий праздник [2] – существенная часть более широкого понятия «культ медведя», который в древности имел распространение у многих народов таёжной зоны Евразии и Америки. Культу медведя и медвежьему празднику посвящено значительное количество исследований. Наиболее полный анализ литературы предоставлен в работах З. П. Соколовой [2002, 2009]. Этим автором к медвежьему празднику причислен цикл обрядовых действий, относящихся к извинительным и умилостивительным церемониям, включающим в себя развлечение медведя [Соколова, 2002, с. 41]. По мнению исследователей, медвежий праздник обских угров (хантов и манси) – достаточно сложный комплекс обрядовых действий, песнопений, связанных с поклонением духам-покровителям и т.д., проводимых по определённому сценарию в течение нескольких дней [Васильев, 1948; Лукина, 1990; Соколова, 2002; Молданов, 2002; и мн. др.]. Согласно традиции, ритуальные действия по отношению к медведю начинаются с момента нахождения берлоги или с факта добычи зверя. Однако для проведения наиболее массовой части обряда, которую в настоящее время и определяют как медвежьи игрища, необходима соответствующая подготовка, поэтому как в традиционной культуре, так и в настоящее время для этого праздника устанавливается конкретная дата. В годы Советской власти медвежьи игрища находились под идеологическим запретом. Как известно, в период образования Остяко-Вогульского национального округа [3] культурная политика органов власти в отношении остяков и вогулов заключалась в борьбе с религиозными воззрениями туземцев, ликвидацией их культурной отсталости. В 1957 г. в г. Ханты-Мансийске создан окружной Дом народного творчества, а в 1958 г. на его базе проведён первый окружной смотр национальной [4] художественной самодеятельности. Как пишут сотрудники Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, «отличительной чертой того периода была всеобъемлющая цензура» [ИКЮАД]. Следовательно, о фольклорных произведениях, связанных с теми или иными религиозными культами, не могло быть и речи. Медвежий праздник вплоть до конца 1950-х гг. находился под жёстким запретом, хотя тайно он проводился. В 1972 г. в округе впервые был проведён окружной фестиваль народного творчества и фольклора. Работниками культуры фольклор понимался как зрелищное самодеятельное творчество без привязки к определённому языку или к конкретной культуре. Поэтому аутентичные произведения фольклора, как и прежде, не вписывались в систему ценностей официальной культуры. А медвежьи игрища всё ещё находились под запретом, но уже не таким жёстким, как ранее. В этот период появляются и иные веяния, например, сотрудники окружного научно-методического Центра народного творчества и культпросветработы для записи хантыйского и мансийского фольклора проводят экспедиции в так называемые глубинки. В последующем записанные фольклорные произведения предполагалось обработать и затем применять в репертуарах самодеятельных коллективов. Здесь важно то, что в округе впервые начинает аккумулироваться фонд фольклорных произведений, в том числе впервые записываются произведения из репертуара медвежьих игрищ [5] . Конец 1980-х гг. – особый период в истории обско-угорских народов. Эта особенность связана с тем, что в корне меняется официальный статус традиционных культур. Они стали именоваться «уникальными», «самобытными», начали получать поддержку официальных органов власти. Для национальной интеллигенции, вышедшей из традиционной среды, данный этап стал возможностью выразить собственное понимание ценностей своей культуры, в том числе фольклора. Именно в этот период в г. Ханты-Мансийске как альтернатива официально существовавшим «безъязычным», «безэтничным» коллективам создаются фольклорные ансамбли из носителей хантыйского языка («Аранг мощнэ», «Ешак най» [6] ). Фольклорный отдел окружного Центра народного творчества и культпросветработы (руководитель Е.Д. Айпин) заключает договор с Новосибирской государственной консерваторией (группа Ю.И. Шейкина [7] ). Специалисты консерватории систематизировали фольклорный фонд, а также совместно с сотрудниками фольклорного отдела совершали поездки для профессиональной записи фольклора. С 1988 по 1991 г. состоялось пять музыкально-этнографических экспедиций [Волдина, 2002, с. 91–92]. Именно в этот период было зафиксировано большое количество произведений из репертуара медвежьих игрищ. По мере сбора информации выявилось, что носителей фольклора медвежьего праздника, как у восточных, так и у северных хантов достаточно. Однако они проживают весьма разрозненно. В 1988 г. по инициативе представителей национальной интеллигенции Ю. Н. Шесталова, Е. Д. Айпина «с целью сохранения культур коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа» была создана самостоятельная структура – Окружной дом народного творчества народов Севера [8] . В год создания вышеназванного учреждения для проведения медвежьих игрищ Е. Д. Айпин собрал исполнителей игрищ восточных хантов в стойбище на р. Аган. Ведущими исполнителями являлись Д. Р. Айпин, И. С. Сопочин, П. К. Купландеев. Обрядовый праздник длился пять дней и записывался на видеопленку специалистами из Эстонии под руководством Леннарта Мери [9] . Впоследствии, в 1989 г. ими создан фильм «Сыновья Торума», который является этнографической документацией медвежьего праздника (режиссер Леннарт Мери). Однако по сей день песни и драматические сценки этого праздника не опубликованы. В том же 1988 г. носители фольклорных традиций как восточных, так и северных хантов были собраны в Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» [10] . Совместить две различные традиции локальных групп хантов в то время казалось делом невозможным, по этой причине праздник состоял из двух независимых друг от друга частей. Поэтому говорить о полноценном ритуале не представляется верным. Ведущим исполнителем восточных игрищ был П. К. Купландеев, северных – П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов, Д. Н. Тарлин. Материалы засняты на фото- и кинопленку А. Н. Михалёвым, оператором, приглашённым для этой цели из г. Томска [11] . По сведениям К. А. Сагалаева, представителями студии «Визан» А. Н. Михалёвым и В. В. Шубиным созданы фильмы «Медвежий праздник Сургутского района» и «Медвежий праздник Берёзовского района» [Сагалаев, 2014, с. 97]. Из публикации не вполне понятно, какие медвежьи игрища положены в основу этих фильмов. Почти весь состав исполнителей был вывезен в Москву на II Международный фольклорный фестиваль, где были показаны отдельные сценки из медвежьего праздника. В данном случае можно говорить о том, что впервые на уровне России округ был представлен аутентичным фольклором, это произошло стихийно [12] 1991 г. – следующий этап возрождения хантыйских медвежьих игрищ. Ритуал был проведён в рамках так называемых Дней национальной культуры, запланированных Ханты-Мансийским Центром культуры и искусства народов Севера [13] (директор Е. П. Соломина). Основную организационную роль взяла на себя Т. С. Гоголева, в то время президент ассоциации коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры». По материалам этих игрищ опубликована достаточно подробная информация [Молданова, 1995; Волдина, 2002, с. 99; Кравченко (Молданова), 2004]. В 1991 г. ведущими исполнителями являлись П. И. Сенгепов, Д. Н. Тарлин, С. Е. Тарлин, Т. Н. Тарлин, Я. И. Сенгепов, П. И. Юхлымов и С. И. Юхлымов [14] . По инициативе венгерской исследовательницы Е. Шмидт видеосъёмка осуществлялась эстонским оператором А. Линтропом. Аудиозапись вели Е. Шмидт, этномузыковеды Г. Е. Солдатова, О. В. Мазур, К. Лазар (Венгрия) [15] . Материалы расшифрованы Т. А. Молдановым и большей частью переведены на русский язык [Молданов, 1999 [16] ]. О. В. Мазур выполнена нотная расшифровка, а в последующем на основе этих материалов ею защищена диссертация [Мазур, 1997]. Содержание казымских медвежьих игрищ, сценарий проведения этого праздника стали доступны как специалистам, так и заинтересованным людям. По поводу распространения, популяризации информации следует отметить и такой факт: начиная с 1991 г. игрища широко пропагандировались на хантыйском языке Т. А. Молдановым и М. К. Волдиной, многие песни этого праздника были расшифрованы и опубликованы в газете «Ханты ясанг» [Молданов, 1991; Волдина, 1991] [17] .

Юильские игрища стали стартовой площадкой для их последующего проведения на р. Казым, когда стало понятно, что важно сохранять локальные особенности праздника. Информация о четырёх праздниках, проведённых на р. Казым по инициативе национальной интеллигенции в 1991 г. (д. Юильск), 1996 г. (с. Казым), 1998 г. (стойбище Сюнь юган) и в 2002 г. (с. Казым) дана в работе О. А. Кравченко «Медвежьи игрища казымских хантов» [Кравченко (Молданова), 2004] [18] . В 1996 г. ведущими исполнителями являлись С. М. Лозямов и П. М. Лозямов. Видеосъёмку проводил С. В. Кравченко, аудиозапись – научный сотрудник Белоярского фольклорного архива С. С. Успенская [19] . В 1998 г. ведущими исполнителями были П. И. Сенгепов, Д. Н. Тарлин, С. Е. Тарлин, Н. М. Лозямов, П. В. Хоров, Н. С. Хоров [20] . Видеозапись осуществлялась группой операторов из Москвы (К. Матненко, Б. Датнов, К. Флагманов), Молдановыми, видео- и аудиозапись вели японские исследователи Х. Хироси и К. Танимото [21] . По материалам игрищ 1998 г. создан документальный фильм «Не потерять души» [22] . В 2002 г. игрища были организованы по инициативе членов рабочей группы по подготовке к изданию хантыйского обрядового тома в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Ведущие исполнители: П. И. Сенгепов, С. Е. Тарлин, а также А. В. Молданов, Т. А. Молданов, С. В. Кечимов [23] . Видео- и аудиозапись проводилась группой специалистов Сибирского отделения Российской академии наук (К. А. Сагалаев, Г. Б. Сыченко, Г. Е. Солдатова, А. С. Кузьминых) под руководством заведующего сектором фольклора народов Сибири Н. А. Алексеева. Информация по видеофиксации этих медвежьих игрищ имеется в публикации К. А. Сагалаева [24] [2014]. Материалы игрищ расшифрованы Т.А. Молдановым и будут опубликованы с переводами и комментариями в томе «Медвежий праздник казымских хантов» вышеназванной серии. Большая часть фольклорных материалов перечисленных выше игрищ хантов р. Казым расшифрована Т. А. Молдановым, который стал специалистом по медвежьим игрищам северных хантов, защитив диссертацию по этой теме, опубликовав монографию и многочисленные статьи [Молданов, 1999, 2002]. В 2002 г. были проведены четвёртые по счёту медвежьи игрища на казымской земле. Их особенностью являлось то, что в них в качестве исполнителей принимало участие большое количество детей из детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх». По мнению О. А. Кравченко «мальчики проявляли себя на всех этапах праздника. Они стояли рядом с исполнителями во время “медвежьих песен”, подыгрывали в перерывах на нарсьюхах, танцевали мужские танцы, играли роли без слов» [Кравченко (Молданова), 2004, с. 35]. Это стало возможным только потому, что во время смен летнего отдыха на этнокультурном стойбище велась систематическая работа в направлении приобщения детей к данному ритуалу, в том числе разучивание с ними драматических сценок. После 2002 г. на р. Казым проведено ещё пять игрищ, которые также документированы. В 2004 г. медвежий праздник проводился по инициативе руководителей Детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх», на стойбище Нерса корт [25] . Организаторами была поставлена задача привлечь в качестве исполнителей наибольшее количество детей. На этих игрищах, и в последующем, дети будут не только участниками, но и активными исполнителями ритуала. Ведущими исполнителями являлись С. Е. Тарлин, П. С. Тарлин, Т. А. Молданов. Видеосъёмку осуществляла приглашенная режиссер-документалист О. Корниенко, перед которой стояла задача создать фильм о ценности данного ритуала как объекта нематериального культурного наследия. Создан фильм «Медвежьи пляски на Оби» [Медвежьи пляски…] [26] . Аудиозапись вели Молдановы, сотрудники БФА Е. Д. Каксина, Р. М. Потпот [27] . В 2005 г. медвежьи игрища были проведены по инициативе А. А. Ерныхова на его стойбище Оселанг корт, где основным исполнителем был сам хозяин, а также С. Е. Тарлин и П. С. Тарлин. В 2010 г. инициативу проявили сотрудники Этнографического музея-парка села Казым [28] , ведущими исполнителями являлись перечисленные выше участники игрищ 2005 г., а также Т. А. Молданов. Для видеозаписи приглашён оператор из г. Ханты-Мансийска С. Савинов [29] . В 2012 г. праздник был проведён в д. Юильск по инициативе старосты посёлка П. К. Гариповой (Молдановой). Ведущими исполнителями являлись А. А. Ерныхов, П. С. Тарлин, Т. А. Молданов. Велась аудиозапись сотрудницей БФА Е. Д. Каксиной [30] . Последние медвежьи игрища на р. Казым были организованы в марте 2015 г. На этот раз инициаторами проведения выступили сотрудники окружного Музея «Торум Маа» в рамках инициативы по созданию культурно-образовательного проекта «Этноакадемия обских угров». Организацию игрищ взяли на себя сотрудники Этнографического музея-парка села Казым. Ведущими исполнителями являлись А. А. Ерныхов и Т. А. Молданов. Для видеофиксации материала был приглашён журналист телекомпании «Югра» В. Журавлёв [31] . Видеозапись вели исследователи О. Балалаева, Э. Уигет, частично представители из Норвегии, аудиозапись – Молдановы, Е. Д. Каксина, Р. М. Потпот, Т. В. Волдина и др [32] . Здесь впервые молодёжь и подростки были не просто исполнителями, но фактически взяли на себя одну из частей праздника – драматические сценки (ӆуӈаӆтупат). Они впервые заговорили на хантыйском языке, т.е. играли роли уже не «без слов», как в 2002 г., а на хантыйском языке, более того, впервые ими исполнялись песни-диалоги из репертуара медвежьих игрищ. Таким образом, можно утверждать, что на данной территории в какой-то степени восстановлен нарушенный механизм преемственности. Однако положение с преемственностью весьма хрупкое. На р. Казым осталось всего два ведущих носителя – А. А. Ерныхов и Т. А. Молданов. В целях сохранения традиции казымских медвежьих игрищ в 2015 г. на базе Этнографического музея-парка села Казым образована «Школа медвежьих игрищ» под руководством А. А. Ерныхова. В этой школе периодически проводятся занятия как непосредственно в этнографической среде, так и в музее [ЭМПСК]. В г. Ханты-Мансийске в 2016 г. также в целях сохранения медвежьих игрищ Музей «Торум маа» (директор В. Н. Кочетыгова) приступил к реализации культурно-образовательного проекта «Этноакадемия обских угров» [В Этноакадемии…, Первая сессия…]. В силу того, что здесь занятия проводятся под руководством носителя казымской традиции Т. А. Молданова, также можно говорить о трансляции традиции именно этой группы хантов. Ситуация на других территориях проживая северных хантов более плачевная. Начиная с конца 1980-х гг. игрища северных хантов проводились на стойбище Юханг корт (1989) и с. Полноват (1992, 1995) Берёзовского района, с. Кышик Ханты-Мансийского района (1993, 2010), однако здесь преемственности локальной традиции не наблюдается [33] . На стойбище Юханг корт, расположенном недалеко от посёлка Теги, ведущими исполнителями были К. В. Новьюхов, Г. Н. Молданов, П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов [34] . Аудиозапись вела методист Окружного дома народного творчества народов Севера Л. Бастанова [35] . В с. Полноват (1992, 1995) ведущими исполнителями являлись П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов, Г. Н. Молданов, А. П. Молданов [36] , в с. Кышик (1993) – П. В. Хоров, Н. С. Хоров, П. И. Сенгепов, Д. Н. Тарлин, П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов [37] . Видеозапись первых полноватских медвежьих игрищ 1992 г. вели Е. Шмидт и Молдановы, аудиозапись – Н. Волдин [38] . Кышиковские игрища 1993 г. на видеоплёнку записаны Молдановыми [39] . О записях 1995 г. информации нет. В 2010 г. в с. Кышик ведущими исполнителями являлись П. В. Хоров, Н. С. Хоров, Е. Н. Волдин, Т. А. Молданов [40] . Видеозапись вёл оператор С. Савинов [41] . В последние годы получила распространение практика, когда носители казымской традиции приглашаются для проведения медвежьих игрищ в другие населённые пункты округа. Например, в 2008 г., в рамках финно-угорского конгресса, ведущие исполнители р. Казым А. А. Ерныхов и Т. А. Молданов были приглашены для проведения игрищ в г. Ханты-Мансийске, а в 2010 г. в д. Мулигорт Октябрьского района, но эти игрища, независимо от места их проведения, являются казымским вариантом данного ритуала. Говоря о преемственности традиции у северных хантов ХМАО–Югры, важно отметить и такой факт, что на стойбищах периодически проводились и проводятся камерные, небольшие семейные праздники, связанные с добычей медведя, иногда для этих целей семья приглашает носителя тех или иных песнопений [Молданова, 2010, с. 5; Лозямова, 2010]. Также следует отметить, что именно казымский вариант медвежьих игрищ в 2014 г. внесён в электронный реестр нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [Электронный реестр…]. Сложная ситуация и у восточных хантов. В марте 1995 г. игрища были организованы комитетом по развитию экономики и культуры народностей Севера администрации Сургутского района (зав. И.Д. Кечимов) в юртах Ларломкиных, но, как и в первых игрищах восточных хантов 1988 г. на р. Аган, молодёжь в качестве исполнителей участия в них не принимала. Материал данного ритуала записан на видеоплёнку Молдановыми [42] . На основе записанных материалов создан фильм «О чём поведал медведь на Югане». Основных исполнителей этих игрищ П. В. Курломкина, Н. П. Купландеева сегодня нет. В 2010 г., т.е. через 15 лет, по инициативе общины «Яун-Ях» (руководители Владимир и Людмила Когончины) медвежий праздник восточных хантов был вновь проведён на р. Малый Юган. Ритуал зафиксирован членами хантыйской общины и активистами медиа-центра (проект Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2010 г.) [Балалаева, 2016, с. 24, 27]. Фрагменты видеозаписи игрищ размещены на сайте Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Уигет, 2010]. Сотрудниками медиа-центра создан фильм «В поисках древних традиций Медвежьего праздника» [43] [Там же, с. 24]. В феврале 2016 г. на базе юганской общины проведены очередные медвежьи игрища «Пупи Корт» [Балалаева, 2016]. Песни, исполненные на игрищах восточных хантов, пока не опубликованы. Вероятно, в этом регионе первоочередной задачей является расшифровка записанных медвежьих игрищ; важно, чтобы их содержание стало достоянием большего числа носителей культуры и специалистов. В марте 2016 г. в рамках проекта «Этноакадемия обских угров» по инициативе Музея «Торум Маа» медвежий праздник проведен на р. Тромъеган, т.е. на территории проживания восточных хантов, неподалёку от национальной деревни Русскинской Сургутского района [Охота…]. По мнению одного из участников этого ритуального действа44, игрища являлись только на 30 % восточным, а в основном это был казымский вариант. Такая ситуация объясняется, во-первых, тем, что сюда были приглашены ведущие исполнители с р. Казым, а во-вторых, на р. Тромъеган в большом количестве проживают потомки казымских хантов, которые переселились сюда в 1930-х гг., после так называемого казымского мятежа. Бывшие казымцы говорят на восточной диалекте хантыйского языка, но придерживаются сценария казымских игрищ. В данном случае можно говорить о том, что идёт процесс совмещения локальных вариантов ритуала. Главными исполнителями медвежьих игрищ были: восточной части – С. В. Кечимов, казымской – А. А. Ерныхов, Т. А. Молданов. Видеозапись вели О. Корниенко, специалисты из Германии Ш. Дудек, Ж. Шон и любители. Предсказать дальнейшую судьбу медвежьих игрищ сложно. В 1993 г. во время проведения ритуала в с. Кышик Ханты-Мансийского района мною были записаны интервью у нескольких поколений хантов, как молодых, так и пожилых. Вопрос звучал так: «Сохранятся ли медвежьи игрища через 10 лет?» Не было ни одного утвердительного ответа. Правда, некоторые считали, что хотя на хантыйском языке уже никто петь не будет, но, возможно, сохранятся сценки на русском языке. Прошло 23 года. По-прежнему исполняются песнопения и играются драматические сценки на хантыйском языке, более того, состав исполнителей сценок и некоторых песен стал более молодым. Подводя итог, можно сказать, что из всех регионов проживания хантов определённая преемственность традиции медвежьего праздника восстановлена только на р. Казым. Это прежде всего связано с тем, что фольклорный материал расшифрован и доступен, важно и то, что имеется детское этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх», в котором силами специалистов, носителей культуры и воспитателей почти четверть века ведётся целенаправленная работа с детьми в этом конкретном направлении. Позитивным для сохранения медвежьих игрищ является появление центров, где существует понимание необходимости сохранения аутентичного ритуала, «игрищ с настоящим медведем». А также то, что дети, молодёжь группируются вокруг этих центров, многие из них, потерявшие родной язык, осознают потерю и стремятся к освоению подлинной традиции как показателя своей этнической идентичности и, что наиболее важно, проявляют существенные усилия в этом направлении.

Список литературы

Балалаева О., Исаева Т., Стародубова О. Охотники Западно-Сибирской тайги // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. URL: http://iite.unesco.org/courses/climate_change/hunters_west_siberian_taiga.html. Балалаева О. Медвежий праздник на Югане // Вестник. 2016. № 12. URL: http://vestniksr.ru. Вагатова М. Торум пух омсум кашинг хотые, курс пух омсум кашинг хотые мунг си омсылумевие // Ханты ясанг. 1991. 25 янв.; 1 фев.; 8 фев. Васильев Б.А. Медвежий праздник // Советская этнография. 1948. № 4. С. 78–105. В Этноакадемии обских угров детей научат проведению Медвежьих игрищ. URL: http://nazaccent.ru. ИКЮАД – История культуры Югры в архивных документах. URL: http://www.arhivugra.admhmao.ru. Кравченко (Молданова) О.А. Медвежьи игрища казымских хантов. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004. Лозямова Л. Ӆɛмаӈ юхан кәрт пупи як хот// Ханты ясанг. 2010. 30 окт. Лукина Н. В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990. С. 179–191. Мазур О. В. Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 1997. 19 с. Медвежьи пляски на Оби. URL: http://surgutfilm.ru/category/newss. Молданов Т. Нёрум вой лунгум кашанг хот // Ханты ясанг. 1991. 18 янв. Молданов Т. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 141 с. Молданов Т. Медвежьи игрища на Сюньюгане // Народы Северо-Западной Сибири: Сб. статей / Под ред. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 43–44. Молданов Т. А. Картина мира в медвежьих игрищах северных хантов (XIX–XXI вв): Дис. на соиск. … канд. ист. наук. Томск, 2002. 267 с. Молданова Т. Юильские медвежьи игрища // Народы Северо-Западной Сибири: Сб. статей / Под ред. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. Вып. 2. С. 141–142. Молданова Т. Пелымский Торум – устроитель медвежьих игрищ. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2010. 224 с. Охота на медведя. URL: http://surgutfilm.ru/medv. Первая сессия «Этноакадемии обских угров». URL: http://torummaa.ru. Сагалаев К. А. Культура обских угров в зеркале визуальной фиксации // Сибирский филологический журнал. 2014. № 4. С 96–100.

Соколова З. П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 41–62. Соколова З. П. Культ медведя и медвежий праздник // Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009. С. 537–570. Уигет Э. Медвежий праздник на р. Малый Юган. Юрты Кинямины 2010 г. // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. URL: http://iite.unesco.org/courses/climate_change/hunters_west_siberian_taiga.html. Электронный реестр нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа–Югры. URL: http://ugra-nasledie.ru. ЭМПСК – Этнографический музей-парк села Казым. URL: https://www.facebook.com.

T. A. Moldanova

Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russian Federation; moldanowatatjana@yandex.ru

The history of renaissance of the Bear feast of Khanty in the Khanty-Mansi Autonomous Area – Ugra

This paper is devoted to the history of unique cultural phenomena rebirth, which is connected with the reverence of a Bear or with the public merrymaking in honor of a Bear. Actually ritual has saved the whole cultural value of khanty people. In addition there is description of the main periods and problems of cultural revival phenomenon in the KhantyMansi Autonomous Area – Ugra. Keywords: ritual, folklore, public merrymaking in honor of Bear, northern khanty, eastern Khanty. References Balalaeva O., Isaeva T., Starodubova O. Okhotniki Zapadno-Sibirskoy taygi [Hunters of the tayga of the Western Siberia] // UNESCO Institute for information technologies in education. URL: http://iite.unesco.org/courses/climate_change/hunters_west_siberian_taiga.html. Balalaeva O. Medvezhiy prazdnik na Yugane [The Bear feast on Yugan river] // Vestnik. Newspaper. № 12. 2016. URL: http://vestniksr.ru. Vagatova M. Torum pukh omsum kashing khotye, kurs pukh omsum kashing khotye mung si omsylumevie // Khanty yasang. 1991. 25 yanv.; 1 fev.; 8 fev. Vasil'ev B. A. Medvezhiy prazdnik [The Bear feast] // Sovetskaya etnografiya. 1948. № 4. Pp. 78–105. V Etnoakademii obskikh ugrov detey nauchat provedeniyu Medvezh'ikh igrishch [The Ob-Ugric Ethno-academy will teach children how to perform the Bear games]. URL: http://nazaccent.ru. Istoriya kul'tury Yugry v arkhivnykh dokumentakh [The history of culture of Yugra in the archival documents]. URL: http://www.arhivugra.admhmao.ru. Kravchenko (Moldanova) O. A. Medvezh'i igrishcha kazymskikh khantov [The Bear games of the khanty of Kazym]. Khanty-Mansiysk, 2004. Lozyamova L. Ӆɛmaӈ yukhan kәrt pupi yak khot// Khanty yasang. 2010. The 30th of oct. Lukina N. V. Obshchee i osobennoe v kul'te medvedya u obskikh ugrov [General and special aspects of the bear cult of the Ob-ugric peoples] // Obryady narodov Zapadnoy Sibiri. Tomsk, 1990. Pр. 179–191. Mazur O. V. Medvezhiy prazdnik kazymskikh khantov kak zhanrovo-stilevaya sistema [The Bear feast of the khanty of Kazym as a genre-stylistic system]: Author's abstract of the PhD thesis in arts. Novosibirsk, 1997. 19 p. Medvezh'i plyaski na Obi [The Bear dances on the Ob river]. URL: http://surgutfilm.ru/category/newss. Moldanov T. Nerum voy lungum kashang khot // Khanty yasang. 1991. The 18th of jan. Moldanov T. Kartina mira v pesnopeniyakh medvezh'ikh igrishch severnykh khantov [The world image in the incantations of the Bear games of Northern khanty]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1999. 141 p. Moldanov T. Medvezh'i igrishcha na Syun'yugane [The Bear games on Syun'yugane river] // Narody SeveroZapadnoy Sibiri: Coll. of sci. articles / Ed. N. V. Lukina. Tomsk, 2000. Pp. 43–44. Moldanov T. A. Kartina mira v medvezh'ikh igrishchakh severnykh khantov (XIX–XXI vv) [The image of the world in the Bear games of northern khanty (XIX – XXI centuries)]: PhD thesis in hictory. Tomsk, 2002. 267 p. Moldanova Tat'yana. Yuil'skie medvezh'i igrishcha [The Bear games on Yuil'] // Narody Severo-Zapadnoy Sibiri: Coll. of sci. articles / Ed. N. V. Lukina. Tomsk, 1995. Part. 2. Pp.141–142. Moldanova Tat'yana. Pelymskiy Torum – ustroitel' medvezh'ikh igrishch [Torum of Pelym – the founder os the Vear games]. Khanty-Mansiysk, 2010. 224 p. Okhota na medvedya [The bear hunt]. URL: http://surgutfilm.ru/medv. Pervaya sessiya «Etnoakademii obskikh ugrov» [The 1st session of The Ob-Ugric Ethno-academy]. URL: http://torummaa.ru.

Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2016. № 2 (31). С. 117–125.

125

Sagalaev K. A. Kul'tura obskikh ugrov v zerkale vizual'noy fiksatsii [The culture of the Ob ugrians through visual recording] // Sibirskiy filologicheskiy zhurnal. 2014. № 4. Pp. 96–100. Sokolova Z. P. Kul't medvedya i medvezhiy prazdnik v mirovozzrenii i kul'ture narodov Sibiri [The bear cult and the Bear feast in the world view and the culture of Siberian peoples] // Etnograficheskoe obozrenie. 2002. № 1. Pp. 41– 62. Sokolova Z. P. Kul't medvedya i medvezhiy prazdnik [The bear cult and the Bear feast] // Sokolova Z. P. Khanty i mansi: vzglyad iz XXI veka. Moscow: Nauka, 2009. Pp. 537–570. Uiget E. Medvezhiy prazdnik na r. Malyy Yugan. Yurty Kinyaminy 2010 g. [The Bear feast on Maly Yugan river, Yurty Kinyaminy 2010] // UNESCO Institute for information technologies in education. URL: http://iite.unesco.org/courses/climate_change/hunters_west_siberian_taiga.html. Elektronnyy reestr nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okrugaYugry [The electronic collection of material cultural heritage of the peoples of Khanty-Mansiysk autonomous regionYugra]. URL: http://ugra-nasledie.ru. Etnograficheskiy muzey-park sela Kazym [The ethnographic museum-park of Kazym village]. URL:


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства ХМАО – Югры: проект № 15-13-86007 «Разработка научно-методических и практических основ формирования эффективного механизма управления информацией о культурно-историческом и социальном развитии коренных малочисленных народов ХМАО – Югры».

[2] Медвежий праздник в литературе именуется также медвежьими игрищами, медвежьими плясками, медвежьими танцами. Понятие «медвежьи игрища» введено Т. А. Молдановым, в числе прочего, на основании того, что в фольклоре эта часть медвежьего культа называется Эви юнтăӈ, юнтăӈанг хот, пух юнтăӈ юнтăӈ хот ‘Девочек играющих играющий дом, мальчиков играющих играющий дом’. В настоящее время в практической деятельности работников культуры ХМАО–Югры это наиболее распространённый термин. По мнению З. П. Соколовой, более обосновано название «медвежьи танцы», «медвежья пляска» [Cоколова, 2009, с. 542].

[3] Остяко-Вогульский национальный округ создан в 1930 году, в 1940-м переименован в Ханты-Мансийский национальный округ, так как коренные народы округа вместо остяков и вогулов стали именоваться ханты и манси.

[4] В тот период в Ханты-Мансийском национальном округе слово «национальный» понималось как «хантыйский» и «мансийский».

[5] По договору с Новосибирской государственной консерваторией в 1987 г. фонд был описан и систематизирован. По устной информации ведущего специалиста Творческого Объединения «Культура» ХантыМансийского автономного округа–Югры (далее ТО «Культура») Н. А. Молдановой, в 2010-х гг. имеющийся материал оцифрован, переписан на CD-диски, однако при работе выяснилось, что некоторых записей из имеющегося списка нет в наличии. В настоящее время оригиналы и оцифрованный фонд хранятся в ТО «Культура».

[6] Инициаторами создания являлись М. К. Волдина, Е. А. Немысова, З. Н. Лозямова и др.

[7] В разное время в группу входили: Г. Е. Солдатова, О. В. Мазур, В. И. Киле, Д. С. Сайнахова.

[8] Окружной Дом народного творчества народов Севера управления культуры исполнительного комитета Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов, в последующем два раза менял своё название, а в 2000 г. потерял самостоятельность [ИКЮАД].

[9] Согласно устной информации Е. Д. Айпина, репертуар медвежьих игрищ записан не полностью, так как у исследователей оказалось недостаточное количество видеоплёнок.

[10] Далее – Музей «Торум Маа».

[11] Материалы хранятся у автора и в ТО «Культура» г. Ханты-Мансийска.

[12] В последующем аутентичный фольклор в исполнении ведущих носителей фольклорной традиции в форме фрагментов из медвежьих игрищ будет вывезен в Венгрию, Финляндию, Японию.

[13] Ханты-Мансийский Центр культуры и искусства народов Севера управления культуры ХМАО является преемником Окружного Дома народного творчества народов Севера.

[14] Исполнители П. И. и С. И. Юхлымовы были приглашены из пос. Полноват Белоярского района.

[15] Видео- аудиоматериалы хранятся в Белоярском фольклорном архиве (г. Белоярский; далее БФА), Новосибирской государственной консерватории, в Венгрии (г. Будапешт), Эстонском национальном музее (г. Тарту) и в частных коллекция. Для участников игрищ видеоматериалы скопированы безвозмездно Е. Шмидт.

[16] Материалы по Юильским медвежьим игрищам встречаются во многих публикациях этого автора.

[17] Ввиду ограниченности объёма статьи указаны только первые публикации этих авторов в газете «Ханты ясанг».

[18] Далее при описании этих игрищ использована информация этого автора.

[19] Видеоматериалы хранятся в личном архиве Татьяны А. и Тимофея А. Молдановых (далее Молдановы), аудиоматериалы – в БФА.

[20] П.В. и Н.С. Хоровы приглашены из д. Кышик Ханты-Мансийского района.

[21] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых, в Японии.

[22] Над фильмом работали О. Кравченко, К. Матненко, Б. Датнов, К. Флагманов, научный консультант Тимофей Молданов.

[23] С.В. Кечимов приглашён из д. Русскинская Сургутского района, песни исполнял на восточном диалекте хантыйского языка

[24] Автор указывает, что кроме специалистов видеосъёмку проводили журналисты региональной телекомпании; в силу того, что перед ними стояли иные задачи, чем перед исследователями, они фиксировали только отдельные «интересные» фрагменты праздника. В последующем при проведении некоторых медвежьих игрищ операторы телекомпании также будут проводить подобные съёмки для собственных целей, в работе это не указывается.

[25] Инициаторы и организаторы проведения игрищ О. А. Кравченко, Е. Т. Федотова, М. В. Кабакова.

[26] Режиссер О. Корниенко, научный консультант Т. Молданов. В фильме преимущественно использованы материалы медвежьих игрищ 1998 года.

[27] Материалы хранятся в БФА и в личных архивах. Следует отметить, что в этот период, в связи с доступностью записывающей аппаратуры, аудиозаписи, а в последующем и видеозаписи будут сделаны многими любителями.

[28] Е. Т. Федотова, М. В. Кабакова, они же руководители детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх».

[29] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых.

[30] Материалы хранятся в БФА.

[31] Материалы хранятся в Музее «Торум Маа», телерадиокомпании «Югра» (г. Ханты-Мансийск).

[32] Материалы хранятся в БФА, Музее «Торум Маа», Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийска), в личных архивах.

[33] Локальные особенности отмечаются уже с первой «медвежьей песни», например, считается, что на территории, прилагающей к с. Теги, это должны быть песни территориальной подгруппы Саня ёх, на территории Казыма – подгруппы Торум щир ёх и т.д.

[34] Исполнители П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов приглашены из с. Полноват Белоярского района, Г. Н. Молданов из д. Ванзеват того же района.

[35] Материалы хранятся в ТО «Культура».

[36] Г. Н. и А. П. Молдановы приглашены из д. Ванзеват.

[37] П. И. Сенгепов, Д. Н. Тарлин приглашены из д. Юильск, П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов – из с. Полноват.

[38] Материалы хранятся в БФА и в личном архиве Молдановых.

[39] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых.

[40] Т. А. Молданов – носитель традиции казымских хантов.

[41] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых.

[42] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых, в последующем оцифрованы и переписаны для общины «Яун-Ях» и для носителя фольклорной традиции С. В. Кечимова.

[43] Авторы: Е. Кинямин, Т. Кельмина, Ю. Кельмин, А. Каюков. 44 Устная информация Т. А. Молданова

Есть вопросы? Свяжитесь с нами! Контакты