Ханты называют свою деревню «Вут-вош», что в переводе означает «Верхний город» (то есть находящийся в верховьях реки). Юильск стоит на высоком берегу реки Казым в окружении светлоягельных сосновых боров. Входит в состав муниципального образования сельское поселение Казым.

По поводу названия Юильск (Юильский городок) существует несколько версий. Так один из первых исследователей Сибири Г.Ф. Миллер считал, что «название не обошлось без помощи зырянского языка». Это позже подтверждает М. А. Тяботов. Он считал, что коми топоним Ю йыл кар, соответствует хантыйскому Вут Вош - «Город верховьев реки» или «Верхний город». В результате русской адаптации коми топонима возникают варианты Юиль и современная форма Юильск.

Поселение ведет свою историю с XVI века, когда в летописях встречается первое упоминание о «хантском граде» Казыме. Еще в XV-XVII вв. на Нижней и Средней Оби существовало 8 «княжеств», среди которых было и Казымское княжество. Существуют немногочисленные сведения о том, что Юильский городок на Казыме в XV - XVI веке существовал, как военный центр.

С основанием Берёзова в 1593 году, как форпоста Русского государства на югорской земле, казымские остяки утратили независимость и стали входить в Казымскую ясачную волость Берёзовского уезда.

В первой трети XVIII века на месте остяцкого укрепленного поселения русскими казаками был сооружен Казымский городок (Юильский острог), который просуществовал до середины XIX века. Расположенный за пределами крепостных стен, он насчитывал более сотни различных построек. Остатки русского острога в виде двух башен простояли до конца XX века.

Описания Юильского острога в работах Г. Шершневича, А. А. Дунина-Горкавича, И. Н. Шухова, а также графическое изображение Казымского городка, выполненное художником-самоучкой Н. Шаховым, возбудили интерес к этому историко-архитектурному памятнику. В 1970-е годы состоялась первая, а в 2000-е годы вторая экспедиция Института истории, филологии и философии СО АН СССР под руководством А.А. Люцидарской. Остатки деревянных башен были перевезены в Академгородок г. Новосибирска с целью создания историко-архитектурного музея под открытым небом.

Образование современного Юильска связано с деятельностью Казымской культурной базы. В начале 1930-х годов недалеко от старых юрт началось строительство новой деревни Юильск, место для которой было выбрано поближе к реке Казым. Были построено пять жилых домов, открыты детский сад, врачебный участок, почта, Красный чум. Был открыт первый магазин потребкооперации. Продукты, керосин, медикаменты и почта доставлялись обозами и водным путём. Центром культурно – просветительской, общественно – хозяйственной и политической работы в Юильске стала изба – читальня. При ней работали кружки художественной самодеятельности, устраивались концерты и спектакли, проводились беседы, лекции, показывалось кино.

В 1940 году в деревне появилась своя школа, филиал от Казымской школы – интерната. Занятия велись на родном языке учащихся. При школе работали мастерские: слесарная, столярная и пошивочно - рукодельная. Кроме того, с учащимися проводились занятия по рыбному и охотничьему промыслам. Грамоте обучалось и взрослое население, работали «ликвидаторы неграмотности».

Как и во всех национальных посёлках казымской территории, в Юильске была открыта метеостанция, которая работает и по сей день.

В 1930-е годы в Юильске была создана рыболовецкая артель имени 1 Мая. Жители занимались оленеводством, добывали рыбу и пушнину. В середине тридцатых годов в деревне был открыт скотный двор, построена звероферма по разведение серебристо-черных лис. В конце 1950-х годов рыболовецкий колхоз им. 1-го Мая в деревне Юильск вошёл в состав колхоза «Правда» в Казыме, который с 1961 года был преобразован в оленеводческий совхоз «Казымский». В Юильске работало четыре оленеводческие бригады, рыболовецкая бригада, которая зимой занималась пушным промыслом на белку и соболя. Одним из значимых видов занятости жителей Юильска был и остаётся сбор дикоросов.

В связи с развалом социалистической экономики в 90-е годы, отделение совхоза в Юильске было ликвидировано. Начальная школа закрыта в 2008 году, чуть больше десятка школьников обучаются в Казымской школе-интернате. Часть местных жителей (в основном молодежь) переехала в поисках работы в другие поселения Белоярского района, те, кто остался, живут на стойбищах, ловят рыбу, охотятся, пасут личных оленей.

На сегодняшний день в Юильске проживает чуть больше ста человек. В деревне налажено постоянное энергоснабжение, имеется телефонная связь, телевидение.

В 2007 году в Юильске создана Община коренных малочисленных народов Севера «Юильские оленеводы», которая занимается добычей и сдачей рыбы, сбором дикоросов.

В 2008 году сдано в эксплуатацию здание комплексного центра, в котором разместились фельдшерско-акушерский пункт, сельский дом культуры «Прометей» со зрительным залом на 51 место. В СДК работают 2 кружка: фольклорный коллектив и кружок декоративно-прикладного творчества. В новом здании комплексного центра разместились почтовое отделение и радиоузел. Обеспечением населения товарами широкого потребления в деревне занимаются предприниматели. Открыт магазин от Казымского рыбкоопа. Связь с районным центром осуществляется рейсовым вертолетом, который прилетает один раз в неделю.

1991

Впервые после почти 70 - летнего перерыва медвежьи игрища были проведены в январе 1991 года в д. Юильск.  Ритуал проведён в рамках так называемых Дней национальной культуры, запланированных Ханты-Мансийским Центром культуры и искусства народов Севера (директор Е. П. Соломина). Инициатором проведения праздника выступила общественная организации «Спасение Югры» (президент Т.С. Гоголева).

В роли «хозяина» медведя выступал Петр Иванович Сенгепов, он же исполнял некоторые священные песни. В числе других исполнителей песен были: Тарлин Данил Николаевич, Тарлин Семен Егорович, Тарлин Тимофей Николаевич, Сенгепов Яков Иванович, Юхлымов Петр Иванович. Большинство священных танцев были исполнены Юхлымовым Семеном Ивановичем, приглашенным из Полновата. В «лунгалтупах» принимали участие все исполнители. Функции «поваров» выполняли Сенгепов Иосиф Петрович и Тарлин Владимир Васильевич.

По инициативе венгерской исследовательницы Е. Шмидт видеосъёмка всего праздника велась эстонским оператором А. Линтропом. Аудиозапись вели Е. Шмидт, этномузыковеды Г. Е. Солдатова, О. В. Мазур, К. Лазар (Венгрия). Материалы Юильских медвежьих игрищ расшифрованы Т. А. Молдановым и большей частью переведены на русский язык. О. В. Мазур выполнена нотная расшифровка песен, а в 1997 году на основе этих материалов ею защищена диссертация.  Часть песен была расшифрована и опубликована в газете «Ханты ясанг» Т.А. Молдановым и М.К. Волдиной. Если видео и аудиоматериалы с первых юильских игрищ хранятся в архивах, то фотографий фактически нет.

2004

Медвежьи игрища в Юильске в 2004 году проводились по инициативе старосты деревни Тарлина Александра Даниловича, который являлся и «хозяином» медведя.

Ведущими исполнителями являлись Сенгепов Петр Иванович и Тарлин Семен Егорович. Отдельные песни и танцы исполняли Каксин Петр Васильевич, Молданов Алексей Васильевич, Вагатов Константин Егорович. В исполнении сценок задействованы были также Тарлин Александр, Молданов Александр, Рандымов Сергей.

Видеосъемка не производилась, аудиозапись вела сотрудник ОУИПиР Каксина Е.Д.

2012

В 2012 г. праздник был проведён в д. Юильск по инициативе старосты посёлка П. К. Гариповой на средства гранта Департамента культуры ХМАО-Югры.

«Хозяевами» медведя были Тарлин Павел и Сенгепов Геннадий

Ведущими исполнителями являлись Ерныхов Андрей Александрович, Тарлин Павел Семенович и Молданов Тимофей Александрович. В сценках принимали участие также Вагатов Виктор, Вагатов Андрей, Вагатов Констанин Егорович, Аликов Константин. На нарсьюхе играл Потпот Олег, Тарлин Олег

Аудиозапись велась Каксиной Евдокией Даниловной.

Есть вопросы? Свяжитесь с нами! Контакты