По поводу названия «Казым» ученые не имеют единого мнения. Одни исследователи считают, что корни слова хантыйские. Так, Г.Д. Лазарев объясняет, что оно происходит от хантыйского «касты» - каслать, переселяться. Н.К. Фролов возводит корень к слову «касс», которым западные ханты называли утку-крохаля, и в целом гидроним Казым переводил как «утиного рода река». Также, название «Казым» соотносят со словом «касупсы», что означает «соревнование». Одни исследователи пытаются объяснить этимологию слова Казым из татарского языка, другие – из самодийских. Сами коренные жители называют село Амня вош – Амнинский город. Действительно, поселение находится на реке Амня, и это более логичное название.

Скорее всего, Казымом село было названо по имени Казымской культурной базы, которая в ноябре 1931года была организована с целью приобщить к социализму отсталые народы бассейна реки Казым. С этого времени и начинается собственно история села. Здесь, на месте соснового бора, был возведен целый социалистический городок. В короткие сроки были построены жилые дома, здания школы, больницы, Дома народов Севера, библиотеки, ветеринарного, зоотехнического и агрономического пунктов, Красной показательной юрты, Красного чума, общественной бани, электростанции, производственных мастерских, радиостанции и других объектов социально-культурного назначения. К концу1931года здесь было 14 построек. Штат Казымской культбазы состоял из 37 работников (заведующий, библиотекарь,учителя и др.), в том числе 5 – представители коренных народов Севера. В распоряжении культбазы имелись катер, 4 лодки, 5 лошадей, 225 оленей. Дом туземца Казымской культбазы стал первой гостиницей, а больница - универсальным стационаром, где принимались роды и проводились хирургические операции.

До 1942 года в архивных документах фигурирует название поселения как Казымская культбаза, с ее упразднением за селом прочно закрепилось название Казым. Село Казым находится на обоих берегах реки Амня, но ту часть, которая находится на правом берегу, казымцы называют Амней.

К концу 50-х гг. прошлого века в связи с укрупнением мелких коллективных хозяйств, на территории Казыма был образован колхоз «Правда», который позднее стал именоваться оленеводческим совхозом «Казымский» с многоотраслевым хозяйством. Совхоз выступал в роли «градообразующего» предприятия не только для села Казым, но и для деревень Юильск и Нумто, где функционировали отделения совхоза. Численность работников в совхозе в отдельные годы достигала 300 человек. Это были оленеводы, рыбаки-охотники, звероводы, животноводы, механизаторы, строители. В связи с общим упадком экономики в стране, совхоз постепенно деградировал. Нерентабельным оказалось содержание гужевого транспорта, лошади перешли на «вольный выпас», закрылась молочно-товарная ферма, снабжавшая молоком детский сад, больницу и школу, машинно-тракторный парк и малый флот распроданы за бесценок. В 2004 году совхоз преобразован в ОАО «Казымская оленеводческая компания», отделения в Юильске и Нумто ликвидированы. В настоящее время у компании два основных вида деятельности: разведение и выпас оленей и клеточное звероводство.

Несмотря на отсутствие крупного производства, инфраструктура села развита очень хорошо. В Казыме имеется спортивный комплекс «Прометей», построено современное здание участковой больницы, новый Дом культуры. В 2005 году введено в эксплуатацию здание интерната, в 2008 году - современное здание Казымской средней школы. 1 сентября 2009 г. открыт для посещения новый детский сад «Оленёнок», а 20 сентября архиепископ Тобольско -Тюменской епархии Димитрий освятил Церковь во имя святителя Стефана, епископа Великопермского, построенную всего за год.

В селе имеется мобильная связь, несколько интернет-провайдеров. Село Казым и районный центр Белоярский связывает автомобильная дорога, ежедневно курсирует рейсовый автобус.

Основной достопримечательностью Казыма можно назвать местный музей. Он был создан в 1991 году как Казымский этнографический музей - парк под открытым небом и до 2013 года находился на правом берегу реки Амни. Это создавало некоторые неудобства, так как в период распутицы добраться до музея было невозможно, а количество посетителей увеличивалось с каждым годом. Особенно много гостей приезжает на День оленевода, который сотрудники музея организуют совместно с оленеводческой компанией и другими организациями села. В сентябре 2013года состоялось торжественное открытие нового музейного комплекса. Теперь жители села и многочисленные гости из разных регионов России могут посещать музей круглый год.

1996

В марте 1996 года медвежьи игрища были проведены на базе Казымского этнографического музея под открытым небом  по инициативе О.Г. Першиной – сотрудницы музея и О.А. Кравченко – директора экспериментальной культур - антропологической школы (КАШ). Финансовую поддержку осуществляла   администрация Белоярского района (глава Маненков С.П.) .

«Хозяином» медведя был Лозямов Семен Михайлович, а главным исполнителем практически всех священных песен являлся его брат Лозямов Петр Михайлович. Священные танцы исполняли Тарлин Владимир Николаевич, Тарлин Павел Михайлович, Лозямов Александр Николаевич. Функции «поваров» выполняли Тарлин Владимир Николаевич и Тарлин Павел Михайлович. В «лунаглтупах» принимали участие все исполнители, а также другие присутствующие мужчины. Видеосъёмку проводил С. В. Кравченко, аудиозапись – научный сотрудник Белоярского фольклорного архива С. С. Успенская.

2002

В декабре 2002 года в сельском Доме культуры с. Казым по инициативе членов рабочей группы по подготовке к изданию хантыйского обрядового тома в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (Т.А. Молданова, Т.А. Молданов). Руководителем проекта - Кравченко О.А.

Спонсором проекта выступил Департамент по вопросам малочисленных народов Севера (директор Киселев Н.Д.).

«Хозяин» медведя – Тарлин Владимир Николаевич.  «Повара» - распорядители: Тарлин Александр Данилович и  Молданов Михаил Алексеевич. Ведущие исполнители: Петр Иванович Сенгепов, Семен Егорович Тарлин, Алексей Васильевич Молданов, Тимофей Алексеевич Молданов, Сергей Васильевич Кечимов. В сценках также принимали участие В.И. Сенгепов, А.Д.Тарлин, М.А. Молданов.

Особенностью этих игрищ являлось то, что в них в качестве исполнителей принимало участие большое количество детей из детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх». Ребята стояли  рядом с исполнителями во время “медвежьих песен”, подыгрывали в перерывах на нарсьюхах, танцевали мужские танцы, играли в сценках роли без слов.

Видео- и аудиозапись данных медвежьих игрищ проводилась группой специалистов Сибирского отделения Российской академии наук (К. А. Сагалаев, Г. Б. Сыченко, Г. Е. Солдатова, А. С. Кузьминых) под руководством заведующего сектором фольклора народов Сибири Н. А. Алексеева.

2010

Медвежьи игрища состоялись 20- 22 февраля 2010 года в муниципальном учреждении культуры «Казымский филиал Белоярского выставочного зала».

Инициаторами и организаторами праздника выступили сотрудники музея, разработавшие проект "В гостях у когтистого старика", который получил грантовую поддержку Губернатора Югры.

«Хозяин» медведя - Тарлин Яков Никифорович, но по причине его отсутствия на празднике,  роль хозяина выполнял его сын Тарлин Георгий, что разрешается.    «Повара» - распорядители: Тасьманов Николай Анатольевич и Тарлин Олег Владимирович.

Ведущие исполнители: Тарлин Семен Егорович, Тарлин Павел Семенович, Ерныхов Андрей Александрович, Молданов Тимофей Алексеевич. Рядом с исполнителями на «медвежьи песни» кроме взрослых мужчин вставали Тарлин Олег, Лозямов Вова, Молданов Саша, Вагатов Ефим, Потпот Эрмесн. В сценках, кроме основных исполнителей, принимали участие Тарлин Алексей Семенович, Тасьманов Николай Анатольевич, Лозямов Владимир (студент), Иночкин Виктор (студент), Тарлин Дмитрий (школьник), Вагатов Ефим (школьник), Тарлин Олег (школьник), Хаймазов Игорь, Молданов Антон (школьник), Потпот Эрмесн (школьник).

Наигрыши на нарсюхе исполняли  Лозямов Владимир, Иночкин Виктор, Тарлин Дмитрий, Потпот Эрмесн, Потпот Олег.  Кроме нарсъюха, в перерывах звучали наигрыши на нынъюхе и торисаплъюхе в исполнении Шесталова Владимира Ивановича.

Видео- и аудиозапись проводилась сотрудниками ОУИПИиР. Видеозаписью занимался Савин С.М., аудиозапись велась Потпот Р.М. и Каксиной Е.Д.  Материалы хранятся в Казымском филиале Белоярского выставочного зала, копии имеются в Белоярском фольклорном архиве ОУИПИиР.

2015

Инициаторами проведения медвежьих игрищ, проведенных в с. Казым в марте 2015 г. выступили сотрудники окружного Музея «Торум Маа» в рамках реализации  культурно-образовательного проекта «Этноакадемия обских угров». Организацию игрищ взяли на себя сотрудники Этнографического музея-парка села Казым (Е.Т. Федотова, М.В. Кабакова).

Ведущими исполнителями являлись Андрей Александрович Ерныхов и Тимофей Алексеевич Молданов.

Большинство сценок демонстрировали  студенты и школьники, они же исполняли и часть песен-диалогов.

Видеосъемку  производил журналист телекомпании «Югра» В. Журавлёв. Видеозапись вели также исследователи О. Балалаева и Э. Уигет,.  Аудизапись вели – Молдановы Т.А и Т.А., Каксина Е.Д., Потпот Р.М., Волдина Т.В.

Есть вопросы? Свяжитесь с нами! Контакты